Функциональная ассиметрия головного мозга по В.А. Геодакяну

Помимо ассиметрии организмов на уровне морфологии (органов), возможна и функциональная ассиметрия – по различию в  выполнении функций.

«… в основе половой дифференциации и двух дифференциаций мозга: на два полушария и на подкорку и кору - лежит один и тот же принцип сопряжённых подсистем.

Подкорка и правое полушарие - консервативные подсистемы, а кора и левое полушарие - оперативные. Такая трактовка означает, что по координате времени эволюционирующая система разделена на «арьергард» (правое полушарие и подкорка) и «авангард» (левое полушарие и кора), а по координате «система-среда» (экологической) - на «стабильное ядро» (правое полушарие и подкорка) и на «лабильную оболочку» (левое полушарие и кора). Стало быть, можно предположить, что правая кора информационно «ближе» к подкорке в целом, чем левая, а левая подкорка «ближе» к коре, чем правая; более широкую внутри- и межпопуляционную дисперсию по левым полушариям; повышенную пластичность правого полушария в онтогенезе и левого - в филогенезе […].

Например, по вербальным тестам во всех возрастных группах более высокий уровень наблюдается у женщин: речи в целом, беглости речи, правописанию, навыкам чтения, по кратковременной памяти. Отмечается также более высокая степень конформности мышления у женщин, у них же лучше развито обоняние. С другой стороны, пространственно-зрительные способности развиты лучше у мужчин. В школе мальчики значительно лучше девочек понимают геометрические концепции.

В технических вузах максимальные трудности студентки испытывают по начертательной геометрии. Мужчины лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, различают левое-правое. Они сильно превосходят женщин в шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности. Мало женщин среди сатириков, юмористов, комиков и карикатуристов. Эти факты неоспоримы. Споры идут только об их трактовке. Чем можно объяснить психологические различия полов?

В свете новой теории, половой диморфизм по асимметрии мозга говорит о том, что асимметрия - признак не стабильный, а эволюционирующий. Более асимметричный мозг у мужчин (и у самцов некоторых позвоночных) означает, что эволюция идёт от симметричного мозга к асимметричному. А в онтогенезе асимметрия мозга должна нарастать […].

Широкая норма реакции обеспечивает женский пол повышенной онтогенетической пластичностью (адаптивностью), а это не что иное, как восприимчивость к воспитанию и обучению.

Поэтому в дискомфортных зонах отбора остаются в основном мужские особи, которые могут покинуть эти зоны только за счёт нахождения новых решений, т. е. за счёт сообразительности и находчивости. Само пребывание в зоне дискомфорта стимулирует поисковое поведение.

Следовательно, в процессе эволюции в зонах дискомфорта и элиминации шёл отбор в разных направлениях: у женского пола - на «воспитуемость», «адаптивность», «обучаемость», а у мужского пола - на «находчивость», «сообразительность», «изобретательность» в самом широком смысле. Например, в зоне дискомфорта от холода женские особи адаптируются физиологически, наращивая слой подкожного жира, а имеющие одинаковый с ними генотип мужские - поведенчески: или изобретут шубу (огонь, пещеру), или погибнут. Стало быть, разной нормы реакции вполне достаточно, чтобы возник психологический половой диморфизм: женский пол специализировался по адаптации к существующим условиям, а мужской пол - в поиске новых путей для будущего.

Поэтому мужчины предпочитают и лучше решают новые задачи, которые можно решить «в черне» (максимальные требования к новаторству и минимальные к совершенству решения), а женщины предпочитают и успешнее решают задачи не новые, но в совершенстве (минимальные требования к новаторству и максимальные к совершенству решения).

Такая трактовка хорошо объясняет многие известные психологам и педагогам факты. Профессиональные особенности, лучшие показатели женщин по всем вербальным тестам, а мужчин по пространственно-зрительным. Становится понятно, почему в школе и лучшие и худшие ученики - мальчики, «трудные» дети - мальчики, а девочки более управляемы и покладисты. Почему с работой на конвейере легче справляются женщины? Мужчины не успевают, допускают больше ошибок, не выдерживают долго ритма и чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам и т. д.

В историческом, эволюционном плане овладения любым умением, делом будь то способность говорить, писать, вязать и т. д. можно выделить две фазы: начальная фаза поиска, нахождения нового решения, освоения и фаза закрепления и совершенствования. В первой фазе, когда задача ещё новая (внешняя), преимущества имеют мужчины. Во второй фазе, когда задача  уже знакомая   (внутренняя),  преимущества  на  стороне женщин. Все профессии, игры, виды спорта, хобби сначала осваивали мужчины, потом женщины. Об этом свидетельствуют соотношение полов среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актёров, среди вязальщиков в прошлые века и сейчас, особенности почерка и многое другое. Среди отличительных черт, по которым психологи и криминалисты определяют пол по почерку, для женских почерков приводятся: правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный и др. А для мужских почерков - неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально-оригинальный, буквы t и i без черточек и точек и т. д., т. е. женские почерки более совершенны, ближе к стандартам обучения - прописям, чем мужские».

Геодакян В.А., Теория дифференциации полов в проблемах человека / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 184-185 и 186-187.


В 1992 году В.А. Геодакян добавил, что:

- У подавляющего большинства людей независимо от право- или леворукости доминирует левое  полушарие (например, там находится центр речи свыше 95% правшей и около 80% левшей). Правопополушарное доминирование встречается примерно у 1% людей;

- Центры управления новыми функциями возникают в левом полушарии и после проверки «перемещаются» в правое. Большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем  правополушарных…