О знании и личности в буддизме по В.В. Налимову

«Буддизм - это прежде всего отрицание существования личности. […]

Представления о личности тогда порицались не столько потому, что они покоятся на интеллектуально несостоятельных основаниях, сколько потому, что они являются концептуальной манифестацией желаний и привязанностей и как таковые требуют не столько философского опровержения, сколько изменения характера тех, кто придерживается их.

...Будда утверждает, что «обыкновенный невежественный человек» легко может почувствовать отвращение к телу из-за его недолговечности... Однако такой человек затруднится почувствовать отвращение и, следовательно, отказаться от того, «что называется ум (citta), мысль (manas), сознание (vinnana)»; так как он привык думать о них (обычно) «это я, это мое, это есть моя личность».

Продолжая, Будда иронизирует, говоря, что такому человеку было бы лучше считать своей личностью собственное тело, а не ум...

В последовательности «моментов» сознания нет непрерывной личности как «познающего субъекта», для которого разное содержание сознания могло бы выглядеть как объекты - соответственно, изменение содержания равнозначно здесь изменению бытия... Непрерывность кармического единства это просто нитка бусинок - одни из них являются моментами сознательного действия, другие «бессознательного» bhavarigarnind, - а связующая их нить есть сила кармы, их же и создающая.

Отрицание существования личности, […] естественно приводит к тому, что остаются без ответа такие, казалось бы, фундаментальные для понимания природы человека вопросы, как, скажем: Являются ли личность и мир вечными? Являются ли личность и мир не вечными? Являются ли личность и мир имеющими конец? Являются ли личность и мир не имеющими конца? Являются ли душа и тело идентичными? Являются ли душа и тело не идентичными? Эти и подобные им вопросы в системе буддистских представлений лингвистически плохо сформулированы, так как используемые здесь слова - «личность», «быть» и пр. не имеют соответствующих референтов. […]

Буддизм рассматривает самосознание как «незнание», «невежество», поскольку в самосознании мы теряем реальность «таковости» (suchness) и вынуждены смотреть на вещи во вселенной извне. Мы даже на себя смотрим со стороны, и такой взгляд составляет фундаментальное незнание, присущее человеческому существованию.

...Когда стремление самосознания постичь самого себя доведено до крайности, человеческое эго должно умереть. Осознание не-я является необходимостью для человеческого эго... Мы должны понять, что вечного, неизменного эго не существует. Но когда через осознание не-я приходит понимание того, что есть неведение, человек может пробудиться для осознания «таковости», в которой все воспринимается как уникальное и неповторимое».

Налимов В.В., Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, М., «Водолей Publishers», 2007 г., с. 72-73.


Об учёном незнании по Николаю Кузанскому