Структурная модель личности по В.В. Налимову

«…несколько слов о природе человека. Здесь уместно рассмотреть (опять несколько схематизируя) четыре структурных составляющих личности:

1) эго - оно задается системой ценностных представлений, записываемых через плотность вероятности р (µ); эго - не стабильное состояние, а процесс, ибо система ценностных  представлений  непрестанно  меняется,  особенно  в острых жизненных ситуациях; если человека рассматривать как текст, то это особый живой текст, способный к нескончаемой реинтерпретации самого себя;

2) метаэго - способность к спонтанному генерированию фильтров; это, пожалуй, наиболее  сильная характеристика личности: человек остаётся самим собой - сохраняет свою индивидуальность до тех пор, пока у него сохраняется способность к генерированию нетривиальных фильтров, особенно в острых жизненных ситуациях;

3) желая углубить наше представление о природе человека, мы готовы принять представление о многомерности его сознания, которую будем описывать плотностью вероятности, заданной на многомерном семантическом пространстве: р (µ1, µ2 ..., µN), полагая таким образом, что отдельные составляющие личностных ценностных установок в той или иной степени корреляционно связаны; каждый из нас хотя бы двумерен, иначе был бы бессмыслен тот  внутренний диалог, который мы непрестанно ведём с самим собой; мультиперсоналыюсть сейчас широко обсуждается в западной психиатрии, оказываясь связанной как с явно патологическими проявлениями, так и с творческой активностью; гармоническая мультиперсональность - это несомненно путь преодоления отчужденности и агрессии;

4) гиперличность - представление о личности как о семантической структуре, воплощённой в различных физических телах: здесь речь идет о гипнозе, о феномене трансфера в психоанализе, о возникновении коллективного сознания у возбуждённой толпы, о коллективном экстазе в религиозных мистериях или даже о состояниях глубокой влюблённости и о специальной практике слияния личностей в тантризме».

Налимов В.В., Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 87-88.

 

Cхема сознания по В.В. Налимову

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube