Схема сознания по В.В. Налимову

«Сейчас мы можем представить себе серьёзную теорию только как некое аксиоматическое построение. […] Пытаясь построить аксиоматизированную метафору сознания, мы должны будем:

(А) ввести исходные, строго говоря, неопределяемые, но интуитивно ясные понятия; 
(Б) сформулировать аксиомы; 
(В) предложить правила вывода; 
(Г) показать объясняющую силу модели.

А. Исходные понятия

Вводятся два таких понятия: смыслы и сознание. Под смыслами мы будем понимать всё то, что когда-либо было проявлено в культурах прошлого или будет проявлено в культурах будущего. Сознание предстаёт перед нами как некоторое устройство, непрестанно и по-новому раскрывающее смыслы. Схематизируя, можно предложить следующую картографию сознания:

1) Уровень логического мышления. Здесь смыслы раскрываются через аристотелеву логику. Это компьютероподобная часть сознания.

2) Уровень предмышления, где вырабатываются те исходные постулаты, на которых базируется собственно логическое мышление.

3) Подвалы сознания - на этом уровне происходит чувственное созерцание образов. Здесь осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного, если пользоваться терминологией Юнга.

4) Физическое тело. Здесь мы имеем в виду прежде всего общесоматическое состояние человека.  Те измененные состояния сознания, которыми так интересуется сейчас трапсперсональная психология, возникают при отключении верхнего, логически структурированного уровня. Отключение осуществляется направленными воздействиями на тело - релаксацией, сенсорной  депривацией, регулированием дыхания. Управляющему воздействию подвергается всё, что может изменить собственное время. В этой системе представлений тело, если хотите, становится одним из уровней сознания.

5) Уровень метасознания. Можно думать, что этот уровень принадлежит уже, говоря словами В.И. Вернадского, к ноосфере, или, иначе, к трансличностному сознанию, взаимодействующему с телесно капсулизированным сознанием человека через бейесовскую логику, о которой мы будем говорить ниже. На этом космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру (мы будем называть их бейесовскими фильтрами).

Часть сознания - уровни (2) и (3) мы будем отождествлять с бессознательным. В этой публикации мы будем фиксировать своё внимание почти исключительно на том, что происходит на втором уровне, полагая, что происходящее там определяет внутренний семантический облик человека. Приведённая здесь схема сознания весьма условна - на самом деле человек всегда, конечно, действует как нечто единое».

Налимов В.В., Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 84-86.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube