Создание величайших творений в переходные периоды истории по Карлу Ясперсу

«… величайшие духовные творения возникают в переходные периоды, на границе разных эпох.

Приведём несколько примеров.

Греческая трагедия возникает на стадии перехода от мифа к философии, ещё творя миф из древней, передаваемой от поколения к поколению субстанции, углубляя её в образах, трагики, сохраняя своё изначальное видение мира, живут, уже вопрошая и истолковывая действительность. Они расширяют содержание мифа и становятся на путь, на котором он будет полностью разрушен. Тем самым они - создатели глубочайших воплощений мифа, и вместе с тем их творения знаменуют собой конец мифа как всеобъемлющей истины.

Мистика Экхарта была столь непосредственно мужественной потому, что она была одновременно и церковно-религиозной и источником нового свободного разума. Она ещё стояла вне гибельной игры безответственности и абсурдности, была свободна от разрушающих импульсов и, пребывая в сфере величайших возможностей человека, который не ставит никаких пределов мысли, эта мистика открывала путь как к глубочайшему пониманию, так и к распаду традиционного учения.

Философия немецкого идеализма - Фихте, Гегеля и Шеллинга - находилась на переходной стадии от веры к безбожию. Во времена Гёте господствовала эстетическая религия в лучистом свете понимания всех глубин духа, черпающая силы в прежней субстанции христианской веры, которая затем, в последующих поколениях была утрачена.

Аналогично следовало бы, исходя из характера переходного периода, понимать Платона, Шекспира или Рембрандта. К переходному периоду в этом смысле относятся целые эпохи, прежде всего осевое время с 600 до 300 г. до н. э.

Однако переход обнаруживается повсюду. Его глубина приносит высшую ясность бытия и истины. Ослабление движения, превращение перехода  в  видимость устойчивой длительности устраняет вместе с ощущением времени и остроту сознания, погружает человека в дрёму внешнего повторения, привычки и чисто природного существования.

Величайшие явления в области духа в качестве перехода суть одновременно завершение и начало. Они составляют промежуточную стадию, нечто только на данном историческом этапе изначально истинное, чей образ неотвратимо остаётся в памяти людей, хотя ни повторён, ни воспроизведён он быть не может. Величие человека, по-видимому, обусловлено подобным переходом. Поэтому великие творения, хотя время в них и преодолевается во вневременных образах, никогда не могут быть для последующих поколений той истиной, с которой мы могли бы идентифицировать себя, даже если мы воодушевлены и движимы ими».

Карл Ясперс, Истоки истории и её цель / Смысл и назначение истории, М., «Политиздат», 1991 г., с. 251-252.