Общие концепции Конфуция

«Передавать, а не создавать, 
верить в древности и любить её...»

Конфуций  

 

Современный китайский исследователь наследия Конфуция Куан Ямин полагает, что: «…именно к тридцати годам созрели основные этико-философские концепции будущего учения Конфуция.

1. Концепция жэнь («гуманность», «человеколюбие») и Ли («правила», «этикет»). Ли провозглашалось высшим проявлением жэнь. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

2. Суть второй концепции сформулирована была в четырёх иероглифах: «быть преданным (честным) сановником, почитать правителя». Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления, и прежде всего нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

3. Третья концепция известна как «следование среднему пути» (чжун юн) или «учение о середине», которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, то есть, по существу, он соединил воедино такие, казалось бы, отдалённые понятия, как «власть» и «справедливость».

5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует. Она зафиксирована суждением из восьми иероглифов в главе «Тай бо» «Лунь юя»: «Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его». Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непреклонной приверженности этой доктрине.

6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока ещё непоследовательно отразившие его критическое отношение к повсеместно распространенной тогда вере в духов.

Даже краткий перечень концепций позволяет заметить, что большинство их было связано с проблемой управления государством и обществом. Тому были вполне объективные причины. В VI в. до н. э. Китай оставался конгломератом постоянно враждующих царств: одни претендовали на гегемонию, другие стремились выжить. Нестабильным было и положение самих правителей царств - внутри каждого из них шла борьба в среде высшей аристократии, отдельные представители которой претендовали на царский престол.

Круг проблем, стоявших перед каждым главой государства, был типичен. Как усилить собственную власть и подольше удержаться на престоле? Что предпринять для ограничения могущества наследственной аристократии, передававшей по наследству высшие административные посты? Как заставить чиновничество преданно служить лишь одному правителю, а не двум или трём «господам» одновременно? Как подчинить себе все вооруженные формирования в пределах своего царства? Что предпринять для успокоения и послушания народа? И наконец, каков кратчайший путь превращения царства в могущественное государство, способное не только успешно отражать натиски соседей, но и захватывать чужие земли, дабы со временем превратиться в гегемона? Сходные проблемы, но уже исходя из их собственных интересов, волновали и высшую аристократию каждого царства.

Спрос породил предложение. Именно в тот период постепенно усиливался слой ши. Это для Китая было явлением поистине эпохальным: впервые в истории страны человеку могли, а главное -  хотели заплатить (и весьма ощутимо) за знания. На рынке ценностей появился интеллект».

Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба, М., «Наука», 1993 г., с. 64-65.


Правила управления государством по Конфуцию

Принципы учёного по Конфуцию