Понимание: есть высокая и есть низкая культура…

«Двести с лишним лет назад никакому Баркову и в голову не пришло бы равнять себя со своим старшим современником Тредиаковским, хотя стихотворная похабщина первого, расходившаяся в списках по всей читающей России, делала его намного популярнее высокопарно-неуклюжей «Тилемахиды» второго. И он сам, и его читатели полностью отдавали себе отчёт в том, что Тредиаковский - одна из вершин русской поэзии того времени, а Барков в своей похабщине (он был, помимо этого, неплохим переводчиком) - её дно, т.е. подонок.

Всего полтораста лет назад никакому порнографу или графоману даже во сне пригрезиться не могло равнять себя с Пушкиным или Байроном, с Тургеневым или Бальзаком (причём то же самое происходило в живописи и ваянии, на театре, в музыке, в архитектуре). Все понимали, что Байрон - это высокая культура (как сегодня говорим о «высокой моде»), а какой-нибудь скабрезный рифмоплёт - «низкая культура» или, по-современному, антикультура. Правда, в те времена никому в голову не приходило и то, что «высокая культура» минувших веков, начиная с Ренессанса, явится вершиной развития культуры европоцентристской цивилизации, а дальше начнется её упадок».

 

И.В. Бестужев-Лада, 1998 г.

 

Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность