Воспоминания В.П. Катаева о Велимире Хлебникове

«Время от времени в моей памяти возникают разные события, происшедшие  в давние времена в Мыльниковом переулке. Теперь трудно  поверить,  но  в  моей комнате вместе со мной в течение нескольких дней на диване  ночевал  великий поэт будетлянин, председатель земного шара. Здесь он, голодный и лохматый, с лицом немолодого уездного землемера или ветеринара, беспорядочно читал  свои странные  стихи,  из  обрывков  которых  вдруг  нет-нет  да   и   вспыхивала неслыханной красоты алмазная строчка, например:

...деньгою серебряных глаз дорога... -

при изображении цыганки. Гениальная инверсия. Или:

...прямо в тень тополевых теней, в эти дни золотая мать-мачеха золотой черепашкой ползёт...

Или:

Мне мало надо! Краюшку хлеба, да каплю молока, да  это  небо,  да  эти облака.

Или же совсем великое!

Свобода приходит нагая, бросая на сердце цветы, и мы,  с  нею  в  ногу шагая, беседуем с небом на ты. Мы  воины,  смело  ударим  рукой  по  суровым Щитам: да будет народ государем всегда навсегда здесь и там. Пусть девы поют у оконца меж песен о древнем походе о  верноподданном  солнца  самосвободном народе...

Многие из нас именно так моделировали эпоху.

Мы с будетлянином питались молоком, которое пили из  большой  китайской вазы, так как другой посуды в  этой  бывшей  барской  квартире  не  было,  и заедали его чёрным хлебом. Председатель земного  шара  не  выражал  никакого неудовольствия  своим  нищенским  положением.  Он  благостно  улыбался,  как немного  подвыпивший  священнослужитель,  и  читал,  читал,   читал   стихи, вытаскивая их из наволочки, которую всюду носил с собой, словно эти  обрывки бумаги, исписанные детским почерком, были бочоночками лото. Он показывал мне свои доски судьбы - большие  листы,  где  были  напечатаны  математические непонятные  формулы  и  хронологические  выкладки,  предсказывающие   судьбы человечества. Говорят, он предсказал  первую  мировую  войну  и  Октябрьскую революцию. Неизвестно, когда и где он их сумел напечатать, но,  вероятно,  в Ленинской библиотеке  их  можно  найти.  Мой  экземпляр  с  его  дарственной надписью утрачен, как и многое другое, чему я не придавал значения,  надеясь на свою память.

Несомненно, он был сумасшедшим. Но ведь и Магомет был сумасшедшим.  Все гении более или менее сумасшедшие.

Я был взбешен, что его не издают, и решил повести будетлянина вместе  с его наволочкой, набитой стихами, прямо в  Государственное  издательство.  Он сначала противился, бормоча с улыбкой, что всё равно ничего  не  выйдет,  но потом согласился, и мы пошли по московским улицам, как два  оборванца,  или, вернее сказать, как цыган с  медведем.  Я  черномазый  молодой  молдаванский цыган, он - исконно русский пожилой медведь, разве только без кольца в  носу и железной цепи. Он шёл в старом  широком  пиджаке  с  отвисшими  карманами, останавливаясь перед витринами книжных магазинов и с жадностью  рассматривая выставленные книги по высшей математике и астрономии. Он шевелил губами, как бы произнося  неслышные  заклинания  на  неком  древне-славянском  диалекте, которые можно было по мимике попять примерно так:

О, Даждь-бог, даждь мне денег, дабы мог я купить все  эти  драгоценные книги, так необходимые мне для моей поэзии, для моих досок судьбы.

В одном месте на Никитской он не удержался и  вошел  в  букинистический магазин, где его зверино-зоркие  глаза  ещё  с  улицы  увидели  на  прилавке Шарманку Елены Гуро и Садок судей второй выпуск - одно из  самых  ранних изданий футуристов, напечатанное на  синеватой  оберточной  толстой  бумаге, посеревшей от времени, в обложке из обоев с цветочками. Он  держал  в  своих больших лапах Садок  судей,  осторожно  перелистывая  толстые  страницы  и любовно поглаживая их. - Наверное, у вас тоже нет денег? - спросил он меня с некоторой надеждой. - Увы, - ответил  я.  Ему  так  хотелось  иметь  эти  две книжки! Ну хотя бы одну - Садок судей, где были, кажется, впервые напечатаны его стихи. Но на нет и суда нет. Он ещё долго держал в руках книжки, боясь с ними  расстаться.  Наконец  он  вышел  из  магазина  ещё  более  мешковатый, удручённый.

На балконе безвкусного  особняка  в  стиле  московского  модерна миллионера  Рябушинского  против  церкви,  где  венчался  Пушкин,  ненадолго показалась стройная, со скрещёнными на груди руками фигура Валерия  Брюсова, которого я сразу узнал по известному портрету не то Серова, не  то  Врубеля. Ромбовидная голова с ёжиком волос. Скуластое лицо, надменная бородка,  глаза египетской  кошки,  как  его  описал  Андрей  Белый.  Он  ещё  царствовал  в литературе, но уже не имел власти. Время символизма навсегда прошло, на  нем был уже не сюртук с шелковыми лацканами, а нечто советское,  даже,  кажется, общепринятая толстовка. Впрочем, не ручаюсь.

Оставив будетлянина в вестибюле внизу на диване, среди множества авторов  с  рукописями  в  руках  и  строго наказав ему никуда не отлучаться и ждать, я помчался  вверх  по  широченной, манерно изогнутой лестнице  с  декадентскими,  как  бы  оплывшими  перилами, украшенными  лепными  барельефами  символических цветов, полулилиями-полуподсолнечниками,  и, несмотря  на  строгий  окрик барышни-секретарши,  ворвался  в  непотребно  огромный  кабинет,  где  за  до глупости громаднейшим письменным столом сидел не  Валерий  Брюсов,  а  некто маленький,  ничтожный  человечек,  наставив  на  меня  чёрные   пики   усов. Профессор! Терять мне в ту незабвенную пору было  нечего,  и  я,  кашляя  от скрытого смущения и отплевываясь, не  стесняясь  стал  резать  правду-матку: дескать,  вы  издаете  халтуру   всяких   псевдопролетарских   примазавшихся бездарностей, недобитых символистов, в то время как у вас под носом голодает и гибнет величайший поэт современности, гениальный будетлянин,  председатель земного шара, истинный революционер-реформатор русского языка и так далее.  Я не стеснялся в выражениях,  иногда  пускал  в  ход  матросский  черноморский фольклор, хотя в глубине души, как все нахалы, ужасно  трусил,  ожидая,  что сейчас разразится нечто ужасное и меня с позором вышвырнут из кабинета.

Однако человечек с грозными пиками усов (тот самый литературный критик, фамилию которого Командор так ужасно и, кажется, несправедливо зарифмовал со словом погань) оказался довольно симпатичным и даже ласковым. Он стал меня успокаивать, всплеснул ручками, захлопотал: - Как! Разве он в Москве?  Я  не знал. Я думал, что он где-то в Астрахани или Харькове! - Он  здесь,  -  сказал я, - сидит внизу, в толпе ваших халтурщиков. - Так  тащите  же  его  поскорее сюда! Он принес свои стихи? -  Да.  Целую  наволочку.  -  Прекрасно!  Мы  их непременно издадим в первую очередь. Я бросился вниз, но будетлянина уже  не было. Его и след простыл. Он исчез.  Вероятно,  в  толпе  писателей,  как  и всегда, нашлись его страстные поклонники и увели его  к  себе,  как  недавно увёл его к себе и я. Я бросился на Мыльников переулок. Увы. Комната моя была пуста. Больше я уже никогда не видел будетлянина».

Катаев В. П., Алмазный мой венец. Уже написан Вертер, М., «ДЭМ», 1990 г., с. 168-170.