О мужестве и творчестве по М.М. Зощенко

М.М. Зощенко написал сборник рассказов «Голубая книга», которую сам называл «краткой историей человеческих отношений». По собственному признаю, 5-я часть книги была написана им для слабых духом людей.

Привожу характерные фрагменты:

«Из удивительных героических событий, в которых бы участвовал писатель,  история знает такой случай.

Писатель Радищев при Екатерине II написал свою знаменитую книгу «Путешествие  из Петербурга в Москву».

Это была книга настолько смелая и революционная по своим взглядам, что даже  теперь, читая её, приходится поражаться необычайному мужеству автора. Просто трудно представить, на что мог рассчитывать автор, выпуская такую книгу в царской, крепостной России. Так, например, о крепостном праве у него сказано: «Зверский обычай порабощать себе подобных».

И вся книга была - открытое воззвание против царского правительства. Это был призыв к восстанию, так что, кроме смерти или бегства, автор ни на что другое не мог рассчитывать. Но тут мнение у потомства раскололось. Некоторые считают этот поступок необычайно мужественным. А некоторые считают это какой-то непродуманностью и слепым безрассудством. И приводят в доказательство покорные слова Радищева о его якобы «минутном заблуждении» и ею поведение, которое могло быть более гордым и смелым, как у человека, написавшего такую мужественную книгу.

21. Но тут следует заступиться. Его поведение было совершенно правильным, но нервы у него были плохие, и от этого он не всегда мог сдержаться. И в этом нет ничего удивительного. И это ничего не показывает.

И что касается его мужества, то вот его описание.

Типографщики не хотели набирать эту книгу, несмотря на разрешение. Тогда Радищев завёл типографию у себя в деревне. И там напечатал книгу в количестве шестисот пятидесяти экземпляров.

Больше того - он ходил с кипой книг и разбрасывал их по дорогам и на постоялых дворах. И это не было минутным заблуждением, а это было поступком революционера и агитатора. Его приговорили к смертной казни, но казнь заменили ссылкой в Сибирь. И это был великий гражданин, и о нем надо вспоминать с чувством радости и  уважения. И такие люди нередко бывали среди пишущей братии. И об этом так приятно  знать. […]

25. Вот ещё героический рассказ о французском революционере Луи Бланки  (1805-1881). Это был такой неустрашимый человек, что читать о нём просто поразительно. Его два раза приговаривали к смертной казни. Три раза он был ранен в уличных схватках с полицией. Дважды его изгоняли из его любезного отечества. И много раз его бросали в тюрьму под надзор полиции. Это был тот самый Бланки, у которого тридцать восемь лет жизни ушло на тюрьмы и ссылки.

Можно представить, какой был натиск на этого революционера. Но это не меняло его настроения. И он буквально в тот же день по выходе из тюрьмы снова всякий раз с неукротимой энергией принимался за свою революционную работу. Его программа выражалась в таких его словах: раньше народ угнетали знать и духовенство. А сейчас народ угнетают знать, духовенство и финансовая аристократия. И с этим надо покончить. И вот в течение пятидесяти лет он был просто гроза для своего правительства.

26. Это был тот самый Бланки, о котором Тьер сказал свою историческую фразу. Дело в том, что 18 марта 1871 года в Париже была провозглашена Коммуна. И Бланки за несколько дней до восстания был арестован и брошен в тюрьму. Тогда парижские коммунисты вошли в переговоры с Версальским правительством. Они предложили правительству обменять Бланки на одно довольно важное  духовное лицо. Дело в том, что они захватили парижского архиепископа. И вот  теперь они хотели поменять одного на другого.

И, значит, послали Версальскому правительству извещение, что они эту духовную особу - крайне нужного правительству архиепископа - могут отдать в обмен на Бланки. Член Версальского правительства кровавый Тьер, несмотря на пламенные просьбы  духовенства, отказался произвести эту мену. И он сказал такую историческую  фразу: «Вернуть им Бланки - это то же самое, что послать им в помощь целый армейский корпус».

И это было правильно сказано. Так вот, после разгрома Коммуны Бланки просидел семь лет в тюрьме в Новой Каледонии.

Но за три года до смерти его выпустили.

27. И вот из тюрьмы вышел седой, почтенный семидесятитрёхлетний старик - учёный и революционер. Казалось бы, что после такой бурной и тяжёлой жизни он вполне заслужил отдых и спокойствие. Но это было не для него. Теперь у него была огромная  популярность и большое имя, которое он и не мог не использовать для революции. И тотчас по выходе из тюрьмы он стал разъезжать по всем промышленным центрам. И своими пламенными речами и своим присутствием он вселял уверенность в счастливый и победный конец революционной борьбы. И это, как и вся его жизнь, нам кажется не менее удивительным, чем то, что мы говорили о других. И в этом было не менее мужества и героизма. Он умер в 1881 году и до последнего момента не прекращал работы. И память о нём будет всегда жива.

28. Конечно, этот рассказ и то, что прежде мы вам рассказали, - это капля в море подобных дел. И эти наши рассказы о героических делах и событиях - только маленький штришок в общем ходе жизни. А чтобы полностью об этом сказать, - надо написать по крайней мере двенадцать томов сочинений. Поскольку революция постоянно выдвигала таких сильных людей и настолько  могучие характеры, что только поражаешься и думаешь: значит, эти правы.

И никакое другое дело, кроме этого, не знает ничего подобного. Все доблестные поступки спорта, искусства и науки, все доблестные военные подвиги - все это отчасти меркнет в сравнении с этим. Вот что значит сознание справедливости своих мыслей и высокая цель.

И тут можно было бы во множестве привести различные примеры.

И частично мы это сделаем.

Мы предлагаем вашему вниманию отдел, который по традиции нашей книги следует  у нас за историческими новеллами.

Этот отдел у нас носит название «Смесь». И вот он перед вами.

Он вам добавочно и красочно расскажет о том, как с этим было в прошлом. […]

 А что касается до работников науки и искусства, то многие из них в этом смысле были на должной высоте. И некоторые их поступки тоже нас поражают своим величием.

И тут мы для примера и доказательства приводим несколько заметок о  доблестных и славных делах деятелей этого рода. Итальянский ученый Лацциаро Спалланциапи (умер в 1799 году), изучая жизненные процессы человеческого организма, произвел множество опытов над самим собой. Он вводил в кровь различные микробы и для наблюдения над  пищеварением проглатывал малосъедобные и вовсе несъедобные вещества. Умирая, он скачал: «У меня плохое сердце, и я прошу - тотчас после моей смерти исследуйте его получше, быть может, это даст новый факт для изучения сердечных болезней».

Микеланджело всю колоссальную мощь и страстность своей личности отдал живописи, в ущерб всей своей жизни. Работая в Ватикане над своими гениальными фресками, он нередко дни и ночи проводил на лесах, лежа в неудобной позе под самым потолком. Ночью он работал, прикрепив свечку к обручу, надетому на голову. Воск нередко залеплял ему глаза. Благодаря этому  он в дальнейшем потерял зрение. И его, слепого старика, водили в музеи, где он с наслаждением ощупывал руками скульптурные работы.

Бетховен отказался от любви, предложенной одной из его поклонниц. Он сказал своим друзьям: «Если б я таким образом захотел тратить свои силы, что бы осталось для лучшего, для благородного». Оп писал тогда свою знаменитую Шестую симфонию.

44. Однако, помимо всего перечисленного, бывает ещё один сорт героизма и мужества. И это тоже нас может удивлять своей силой. Но полного восхищения это у нас не вызывает. Мы говорим о храбрых поступках, которые, так сказать, лишены большой цели и значения.

Ну, например, был такой знаменитый протопоп и писатель Аввакум. И он проявил исключительное мужество. Его пытали, кидали в тюрьмы и в ссылки. Подкупали Упрашивали наконец отказаться от его идеи. Но он так и не сдался. И настаивал на своем. Пока его не убили.

А вся его идея заключалась, извините, в том, что он был против того, чтобы публика крестилась тремя перстами. Он говорил, что верующих это должно смущать. Что это им может напоминать кукиш в его первоначальной форме. И настаивал на двух пальцах. И так с этой славной идеей и помер. Его сожгли. И он даже с костра кричал: «Еретики, мерзавцы!»

Согласитесь сами, что подобный храбрый поступок может удивлять, но восхищения он не вызовет, поскольку идейка все-таки слабовата. Хотя как сказать - если поглядеть историю, то нередко именно через такие дела многие и заканчивали свою бурную жизнь. И много буйных голов слетело к черту за небольшое, в сущности, дело - двумя или тремя перстами креститься.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, друзья, наш славный пятый отдел закончен.

Так что же мы видим, прочитавши все это - исторические новеллы и краткий конспект современных удивительных событий из наших дней.

А мы видим, что сквозь все невозможные невзгоды, сквозь мрак, холод и туман всегда пробиваются светлая мысль, бодрость, надежда и мужество.

Мы видим, как наряду с жалкими и низкими поступками происходят удивительные поступки, достойные наивысшего названия и одобрения.

Мы, наконец, видим, как меняется наша жизнь и как из одной она делается  другой - такой, как это будет нужно и полезно для населения. И мы теперь рады случаю поговорить с поэтом, который в свое время так сказал, не видя пятой части жизни.

Как часто плачем - вы и я
Над жалкой жизнию своей!
О, если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней.

Но мы холода и мрака грядущих дней не видим.А мы видим и представляем себе иные и великолепные картины. И очень хорошо, что поэт ошибся.

И на этом, друзья, мы заканчиваем пятую и последнюю часть нашей Голубой книги».