Разрыв вредных условно-рефлекторных связей, как условие творчества по М.М. Зощенко

«Я вспомнил множество историй. И все они убеждали меня в справедливости моих  выводов.

Это были истории неразорванных условных связей, истории тягчайших болезней,  катастроф, драм.

Но я вспомнил и счастливые истории разорванных связей, связей, вовремя  порванных и поэтому не опасных.

Я вспомнил одного циркового артиста. Ему не удавался номер. Он трижды падал  в сетку. Это было на спектаклях. Это был почти скандал. Публика улыбалась.  Артисты покачивали головами, говоря, что вряд ли он теперь сможет делать  этот номер.

Тотчас после третьей неудачи, когда публика разошлась, артист снял сетку,  натянутую под куполом цирка, и дважды выполнил свой номер.

Он разорвал то, что начинало связываться. Он разорвал условную связь - номер  и неудачу. Номер снова стал увязан с удачей.

Я вспомнил ещё один поразительный случай разорванных, недопущенных связей.

Когда хоронили одного знаменитого лётчика, диктор по радио ошибся. Вместо  фамилии погибшего лётчика он назвал фамилию другого знаменитого лётчика,  который присутствовал на похоронах.

Этот лётчик слегка побледнел и смутился, когда была ошибочно названа его  фамилия. Тотчас после похорон лётчик отправился на аэродром, сел в самолет и  взлетел к небу. Он сделал высотный рекорд, намного перекрыв себя самого. Он  доказал себе, что ошибка эта - вздор, случайность. И случайность эта не  будет увязана с его дальнейшей судьбой.

В самом начале нервные связи, которые могли утвердиться, были разорваны. Это  было мужественное решение.

Я вспомнил множество историй разорванных и неразорванных связей. И все они с  математической точностью утверждали законы, открытые Павловым.

И в норме, и в патологии законы условных рефлексов были непогрешимы.

В них лежал ключ многих страданий».

Зощенко М.М., Повесть о разуме, М., «Педагогика», 1990 г., с. 72-73.