Приемы музыки по Р.Х. Зарипову

Р.Х. Зарипов при моделировании музыки использовал известные музыкальные приёмы, которые он назвал «элементарные преобразования»:

«Введём понятие элементарного преобразования. Оно осуществляет изменение (трансформацию) какого-либо элемента или отношения элементов мелодии при сохранении всех остальных. Элемент мелодии, который посредством элементарного преобразования изменяется, назовём трансформантой.

Приведём лишь некоторые примеры элементарных преобразований.

1. Простое повторение (тождественное преобразование).

2. Секвенция - перенос мелодической фигуры или построения по вертикали вверх или вниз с сохранением внутренних интервальных отношений либо по названиям интервалов (терция, секунда и др.), либо с учётом количества содержащихся в них полутонов (малая или большая терция, увеличенная секунда и т. п.). Секвенция всей мелодии с сохранением интервальных отношений не только по названию интервалов, но и с учётом содержащихся в них полутонов есть транспонирование мелодии в другую тональность.

3. Изменение лада (в пределах мажора - минора).

4. Орнаментальные украшения при сохранении опорных высот.

5. Изменение тактового размера при сохранении ритмических акцентов - соответствия между высотами и долями такта (сильная, слабая) и количества нот в мелодиях. […]

6. Изменение ритма с сохранением ритмических акцентов или без него. […]

7. Знаковая секвенция - перенос последовательности знаков интервалов некоторой мелодической фигуры, когда величины интервалов меняются. […]

8. Изменение масштаба длительностей ритмической фигуры с сохранением отношений долгих и кратких длительностей.

9. Изменение высоты звука в пределах одной и той же гармонической функции (иначе говоря, замена некоторого звука другим из того же G-аккорда). […]

10. При полном сохранении мелодической линии и последовательности длительностей изменение тактового размера, т. е. перенос тактовых черт на новые места в соответствии с тактовым  размером. […]

Более сложные виды преобразований получаются в результате сочетания нескольких элементарных».

Зарипов Р.Х., Кибернетика и музыка, «Наука», 1971 г., с. 186-187.