Бинарные оппозиции по Н.С. Трубецкому

Термин «Бинарная оппозиция» происходит от латинского «binarius» - что означает: двойной, двойственный, состоящий из двух частей и т.п.

«Бинарная оппозиция - универсальное средство познания мира, которое особенно активно использовалось и, главное, было осознано как таковое в XX веке.

Двоичность восприятия окружающего мира обусловлена уже чисто физиологическими причинами, прежде всего тем, что мозг человека разделен на два полушария, выполняющих каждое свою функцию […], тем, что у нас два глаза, два уха, две ноздри, две руки и ноги.

В XX веке тон в понимании важности и универсальности бинарных оппозиций, задала фонология […], построенная на дифференциальных признаках:

глухость - звонкость,

твёрдость - мягкость,

гласные - согласные.

После того как Н. С. Трубецкой построил фонологическую методологию, система бинарных дифференциальных признаков стала использоваться практически во всех сферах структурных гуманитарных исследований.

Было установлено, что в описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции, причём они носят универсальный характер:

жизнь – смерть

счастье – несчастье

правый – левый

хорошее – дурное

близкое – далёкое

прошлое – будущее

здесь - там.

Левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая - отрицательно. В современной жизни мы также пользуемся бинарными оппозициями: можно - нельзя, положено - не положено, принято - не принято, истинно - ложно, да - нет, утверждение - отрицание, знание – неведение. […]

Роль бинарных оппозиций, открытая в XX веке, поистине не знает границ: они употребляются в  диапазоне от стихотворного ритма, который построен на бинарном чередовании мельчайших единиц языка (ударный слог - безударный слог), до биологических ритмов дня и ночи, зимы и лета, а также культурных ритмов: идеалистическая культура - материалистическая культура».

Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и  тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 48-49.

Позже

«... друг Трубецкого Роман Осипович Якобсон уже в 1950-е годы вывел аксиоматически стройную систему всех фонологических систем всех языков мира, построенную на 12 универсальных бинарных оппозициях. Это была чрезвычайно красивая модель. Потом, в 1960-е годы, бинарные оппозиции стали применять при анализе семантики. Семантических бинарных оппозиций чрезвычайно много, их неограниченное количество: жизнь - смерть, природа - культура, женское - мужское, верх - низ, задний -  передний, внутреннее - внешнее и т. д. Монтажный эффект строится на бинарных оппозиционных противопоставлениях».

Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и  тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 240.