Цели отдаленные по Гансу Селье

Если заниматься самоанализом, то, по мнению Ганса Селье, целесообразно: «... честно ответить себе, чего мы хотим от жизни.

Как и во всех биологических классификациях, категории взаимно перекрываются. Обычно у нас есть две (или более) отдалённые цели, из которых одна почти всегда главенствующая.

Позже мы увидим, что все эти индивидуально различные конечные цели сознательно или бессознательно направлены на завоевание любви ближних (Я не исключаю, что последнее утверждение уважаемого Ганса Селье – фактическая ошибка, вызваная незнанием социальной психологии  – Прим. И.Л. Викентьева).

Чтобы придать жизни смысл и определённую направленность, нам нужна возвышенная отдалённая цель. Она должна непременно иметь две черты:

1) требовать упорного труда (иначе цель не будет способствовать самовыражению);

2) плоды этого труда не должны быть мимолётными, чтобы непрерывно накапливаться в течение жизни (иначе цель не была бы отдаленной).

Философские, религиозные и политические идеалы с давних пор эффективно служили человеку в его поисках отдалённой цели, которой можно посвятить всю жизнь. Если цель недолговечна, то, даже страстно и горячо желанная, она может обеспечить мотивацию лишь в данный момент. А отдалённая цель освещает постоянную тропу в течение всей жизни. Она устраняет мучительные, ведущие к дистрессу сомнения при выборе и совершении поступков.

Кроме того, как я уже говорил, собирание и накопление так же характерно для всего живого, как и эгоизм; собственно, это одно из проявлений себялюбия. Даже многие примитивные животные инстинктивно накапливают предметы впрок. Запасаться пищей и строить жилища - одно из основных биологических влечений, присущее муравьям, пчёлам, белкам, бобрам […] У ребёнка это влечение проявляется в собирании спичечных коробок, ракушек или афиш. Оно продолжает проявлять себя, когда взрослый коллекционирует марки или монеты. Потребность собирать не искусственно привитая традиция. Владелец коллекции приобретает положение в своём сообществе. Предлагаемая мною линия поведения просто пытается направить этот инстинкт в иное русло - на завоевание любви. Ибо доброжелательное отношение, гарантирующее от нападений собратьев, - неизменная и непреходящая ценность, которую стоит накапливать. Надо признаться, что большинство из нас плохо справляются с этой задачей и тем самым наносят себе урон. Но потребность завоевывать расположение и одобрение остается основной. Инстинкты и эмоции определяют ход жизни, а логика, направляемая разумом, - единственный способ удостовериться, что Вы применяете лучшие средства и не сбились с пути. Я уже говорил, что бесстрастную логику используют только для того, чтобы вернее достичь эмоционально избранной цели.

Идеи (научные, философские, литературные) тоже могут возникать интуитивно, без помощи логики. Они осеняют нас внезапно - например, идея написать эту книгу пришла мне в голову вечером, когда я принимал ванну. Но если вы не возьмёте их на заметку, не выразите словами - они испарятся, и вам не удастся разумно разработать их с помощью логики».

Ганс Селье, Стресс без дистресса, М.,  «Прогресс», 1979 г., с. 86-87.

 

Независимая цель личности по Г.С. Альтшуллеру

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру