Научное познание и опыты по Леонардо да Винчи

В своих рукописях Леонардо да Винчи неоднократно допускает, что он человек без книжного образования (он был незаконнорождённым и ему было недоступно университетское образование) и не умеет так же хорошо, как его анонимные противники, ссылаться на авторитетных авторов, однако:

«Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они в праве порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый народ! Не понимают они, что, как Марий ответил римским патрициям, я мог бы так ответить им, говоря: «Вы, что украсили себя чужими трудами, вы не хотите признать за мною права на мои собственные».

Скажут, что, не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать. Не знают они, что мои предметы более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники и во всех случаях на него буду ссылаться.

Хотя бы я и не умел хорошо, как они, ссылаться на авторов, гораздо более великая и достойная вещь - при чтении (авторов) ссылаться на опыт, наставника их наставников. Они расхаживают чванные и напыщенные, разряженные и разукрашенные не своими, а чужими трудами, а в моих мне же самому отказывают, и если меня, изобретателя, презирают, насколько более могли бы быть порицаемы сами - не изобретатели, а трубачи и пересказчики чужих произведений». 

 Леонардо да Винчи: Избранные произведения в 2-х томах, Том 1, М., «Академия», 1935 г., с. 46.

Выделим несколько самых существенных положений, на которые указывает Леонардо да Винчи:

«Во-первых, опыт противопоставляется авторитету как новая истина - традиционно господствующим заблуждениям.

Во-вторых, опыт как главный метод научного поиска противопоставляется «воображению»   (imaginazione), «измышлению» (mentalita), «бредням» (sogno).

В-третьих, опыт как первоисточник знания, как познание причин и основ противопоставляется книгам, сочинениям различных авторов - вторичным, отражённым и часто извращающим природу источникам.

В-четвёртых, опытное исследование как нечто реальное, как конкретное дело, ведущее к открытию нового, противопоставляется словесному звону диспутов, спекулятивным рассуждениям как научной фикции, как пустоте (реальный предмет и его зеркальное отражение сравниваются как «нечто» и «ничто»).

Наконец, в-пятых, опытное исследование противопоставляется книжному как надлежащим образом организованное изучение случайному, бесструктурному («одеты в случайное», «похожи на стадо»)».

Петров М.Т., Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса, Л., «Наука», 1982 г., с. 115.