Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру [продолжение]

Начало »

 

5. Способность отстаивать свои идеи - «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издёвки журналистов, сопротивление специалистов. Когда,  наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повёл его сын Жак Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением - мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.

Итак, шесть качеств. ТРИЗ  непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В. И. Ленина) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму. С 1983 / 84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.

   * * *  

Учебные программы по ТРИЗ становятся сложнее, насыщеннее. Но для слушателей каждое занятие - праздник. Разве не праздник, когда преподаватель вдруг предлагает придумать подарок для Аэлиты? Или рассказывает о похожей на приключенческий роман жизни Раймундо Луллия, предвосхитившего современный морфологический анализ...  Праздник - когда группа впервые решает, казалось бы, неразрешимую производственную задачу, шаг за шагом - планомерно, неуклонно приближаясь к ответу... Да и самые обыденные тренировочные задачи неожиданны и увлекательны. Вот заурядное домашнее задание:

Задача 10.2. Освещенность залитой солнцем белой стены в 1000 раз выше освещённости тёмного подъезда. Между тем самые лучшие белила всего в 60 раз ярче чёрной краски. Многие пейзажи выглядят так, словно мы видим их через солнцезащитные очки или пыльное окно. Как быть?

Не спешите предлагать люминесцентные краски. Ведь речь идет об уже написанных картинах... С такой задачей столкнулся в начале XX века известный физик Вуд. Для развлечения Вуд писал маслом пейзажи. И когда его пригласили прочитать лекцию об оптике в живописи, он решил показать старые пейзажи, так сказать, в новом свете. Идея Вуда проста. С картины делают  диапозитив, а потом изображение проецируется на саму картину. Тёмные места остаются без изменения, а светлые пятна подсвечиваются. В результате солнечный свет на картине усиливается, становится накаленным, ярким, живым... […] Все слушатели, прошедшие полный курс обучения ТРИЗ, легко решают задачи типа 10.1. Все! Осиливают задачи и много более трудные. Время, потраченное на учёбу, уходит не зря: вырабатывается умение творчески мыслить. И не только мыслить - действовать, жить творчески. […] ТРИЗ  воспитывает иное - диалектическое мышление, способность видеть в любых технических (да и не только технических) системах противоречия, мешающие развитию, умение устранять эти противоречия. Разрешать на основе системного мышления, способности воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии их связей».  

Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с.178-182.

 

В своих выступлениях, письмах и книгах Г.С. Альтшуллер неоднократно говорил о творческом пути человека в ТРИЗ  в виде последовательности:

Решатель -> Преподаватель ТРИЗ -> Разработчик ТРИЗ -> Творческая личность

Пока этот процесс, увы, обладает невысоким КПД:

«… постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смотрят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей появляется один преподаватель, из десяти преподавателей – один разработчик, из десяти разработчиков – один профессионал».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 375.

 

Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность.

 

  Плейлист ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

 ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности

 ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера