Жизненная цель, как стремление к превосходству по Альфреду Адлеру

Алфред Адлер считал, что для анализа индивидуума, необходимо знать его жизненные цели.

Так, во время своих публичных лекций он предлагал присутствующим записать на листке бумаги своё первое воспоминание, а потом очень точно описывал отношения автора с миром: ищет ли человек поддержки или руководства, стремится быть целиком независимым или предпочитает сотрудничество...

«При ближайшем рассмотрении оказывается, что нам очень легко понять разного рода душевные побуждения, признав в качестве самой общей их предпосылки то, что они имеют перед собой цель достижения превосходства.

Многое из этого провозгласили великие мыслители, кое-что каждый знает по собственному опыту, большая же часть скрывается в таинственном мраке и проявляется отчётливо только в экстазе или в бреду. Будь то художник, желающий быть первым в своем деле, или домашний тиран, молится ли он своему богу или унижает других, считает ли он своё страдание самым большим, перед которым все должны преклоняться, стремится ли он к недостижимым идеалам или разрушает прежних богов, старые рамки и нормы, на каждом участке его пути им руководит страстное стремление к превосходству, мысль о своем богоподобии, вера в свою особую волшебную силу.

В любви он хочет ощущать свою власть над партнёром, при выборе профессии это прорывается в преувеличенных ожиданиях и опасениях; даже в самоубийстве, испытывая жажду мести, он видит победу над всеми препятствиями. Чтобы овладеть вещью или человеком, он может идти напролом, добиваясь своего властолюбиво, гордо, упрямо, жестоко и отважно; или же, наученный опытом, он предпочтёт добиться своего окольными путями, через послушание, покорность,  кротость и скромность. Черты характера тоже не существуют сами по себе, они всегда соответствуют индивидуальному жизненному плану, представляя его наиболее важные средства борьбы.

Нередко цель всеобщего превосходства выглядит весьма причудливо, как бы не от мира сего. Если рассматривать её саму по себе, мы должны отнести её к «фикциям», или «воображениям». Файхингер («Философия «как если бы», 2-е изд., 1913) справедливо говорит о них, что их значение состоит в том, что, сами по себе бессмысленные, они тем не менее, играют большую роль в поведении. Это настолько верно для наших случаев, что мы имеем право сказать: эта абсолютно противоречащая действительности фиктивная цель превосходства стала основным условием нашей жизни.

Она придаст нам твёрдость и уверенность, формирует наши действия и поведение и руководит ими, заставляя наш ум заглядывать вперёд и совершенствоваться! Однако же есть и теневая сторона - она легко привносит в нашу жизнь враждебную, воинственную тенденцию, лишает нас непосредственности ощущений и постоянно стремится отдалить нас от реальности, настойчиво подталкивая совершать над ней насилие.

Тот, кто понимает эту цель богоподобия как реальную и личную, воспринимает её буквально, вскоре будет вынужден в качестве компромисса избегать настоящую жизнь, искать жизнь рядом с жизнью, в лучшем случае в искусстве, но чаще всего в пиетизме, в неврозе или в преступлении».

Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 27-29.


Смысл жизни личности по Виктору Франклу

Система достойных целей по Г.С. Альтшуллеру.