Операциональные определения по Перси Бриджмену

В 1914 году Перси Бриджмен, читая cтудентам курс электродинамики, был удивлён неточностями в определении ряда физических идей и, в 1927 году он издает книгу: Логика современной физики /  The logic of modern physics. Beaufort Books, где изложил концепцию операционализма (термин происходит от латинского «operatio» - действие).

Позже П. Бриджмен будет развивать эту концепцию в работах: «Мыслящий индивид и общество» (1938), «Размышления физика» (2-е издание -1955), «Природа некоторых физических понятий» (1957) и др.

В первоначальной – и наиболее радикальной форме – концепция операционализма означает, что определение всех величин для эксперимента делается не с помощью привнесённых извне теоретических концепций, а через описание определяемых и измеряемых действий экспериментатора.

По собственному выражению П. Бриджмена: «Понятие  - это синоним соответствующего набора операций» или: «…учёные обязаны не привносить в содержание понятий ничего иного, кроме операций, применяемых для получения наблюдаемых значений». Или: язык эксперимента изобретается по ходу этого эксперимента.

Считается, что исторически Перси Бриджмен пришёл к идее операциональных определений / operational definition, как после своей работы по анализу размерностей, так и после анализа нового смысла фундаментальных понятий физики (расстояние, пространство, время) в теории относительности. Он  пришёл к выводу о том, что традиционные определения Ньютона содержали избыточные смыслы, не связанные с реальными физическими измерениями определяемых величин (например, таково допущение  об абсолютной шкале времени).

Фактически это научный приём, имеющий целью отсечь ненужные контексты.

«Операционализм, созданный нобелевским лауреатом физиком Перси У. Бриджменом, пытается преодолеть возражения «здравого смысла» против теории относительности и квантовой механики и многое заимствует у прагматизма и инструментализма. Бриджмен заявлял, что «здравый смысл» происходит от некоторых догм и спекуляций древней философии - в частности, от платоновского идеализма и аристотелевского учения о «сущностях». Многое из того, что эта философия принимает за аксиомы, в настоящее время выглядит либо неверным, либо недоказуемым.                   

Здравый смысл, например, предполагает, что утверждение «Работа была сделана за пять часов» может содержать в себе как абсолютную истину, так и объективность. Операционализм же, вслед за Эйнштейном (и прагматизмом), настаивает, что единственное имеющее смысл утверждение об этом измерении времени должно формулироваться так: «Когда я разделял с рабочими одну инерционную систему, мои часы показали интервал в пять часов между началом и концом работы».

Противоречащее утверждение «Работа заняла шесть часов» может быть не ложным, а в равной степени истинным, если наблюдатель производил измерение из другой инерционной системы. В этом случае фраза должна строиться так: «Когда я наблюдал инерционную систему рабочих из моего космического корабля (другой инерционной системы, удаляющейся от них), мои часы показали интервал в шесть часов между началом и концом работы».

Операционализм оказал большое влияние на физику, несколько меньшее - на некоторые общественные науки и до сих пор неизвестен для академических философов, художников, гуманитариев и т. п. либо отвергается ими. Странно, что многие из тех, кто не любит операционализм за его «холодность» и «чрезмерную научность», не выказывают тех же претензий к экзистенциализму или феноменологии. Этого я не могу понять. На мой взгляд, экзистенциализм и феноменология применяют к человеческим отношениям те же критические методы, которые операционализм применяет к физике.

Копенгагенская интерпретация квантовой физики Нильса Бора (ещё одного нобелевского лауреата) во многом совпадает с операционализмом, но излагается ещё более радикальным языком. Согласно Бору, как «здравый смысл», так и традиционная философия оказались не способны учитывать данные квантовой механики (и теории относительности), и, чтобы понять то, что открыла физика, нам нужно говорить на новом языке.

Новый язык, разработанный Бором, лишён абстракций, которые отвергались экзистенциализмом, он предлагает давать вещам определения в терминах человеческих операций (к чему призывают прагматизм и операционализм). Бор признавал, что на его понимание этих вопросов оказали влияние экзистенциалист Кьеркегор и прагматик Джемс. (Странно, что многие ученые явно не подозревают об этом «философском» основании операционализма и называют операционалистский подход просто «здравым смыслом»; точно так же неученые называют здравым смыслом платоновскую и аристотелевскую метафизику)».

Антон Роберт Уилсон, Квантовая психология,  М., «София», 2006 г., с.17-18.