Роль великих людей в истории по Фридриху Энгельсу

«Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали её, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определённым образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому  необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность.

Необходимость, пробивающаяся здесь сквозь все случайности, - опять-таки в  конечном счёте экономическая. Здесь мы подходим к вопросу о так называемых  великих людях. То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий  человек появляется в определённое время в данной стране, конечно, есть  чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на  его замену, и такая замена находится...

Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощённой войной, - это было случайностью. Но если бы Наполеона  не было, то роль его выполнил бы другой.

Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д. Если материалистическое понимание истории открыл Маркс, то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому, а открытие того же самого понимания Морганом показывает, что время для этого созрело и это открытие должно было быть сделало.

Точно так же обстоит дело со всеми другими случайностями и кажущимися  случайностями в истории».

Фридрих Энгельс,  Письмо В. Боргиусу, 25 января 1894 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 39, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г.,  с. 175-176.


Противостояние, например, конструкторов военной техники в XX веке показало,  что адекватная «замена» творческой личности, не столь легка, как представлялось марксистам… Печальная история отечественной генетики и кибернетики также подтверждает это.


Оценки числа творческих личностей в истории