Основные ступени познания по Фридриху Энгельсу

В своём незаконченном труде «Диалектика природы» Фридрих Энгельс, используя идеи и терминологию Гегеля, написал:

«… всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичного в особенность, а из этой последней во всеобщность; заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, вечное - в преходящем.

Но форма  всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное... Всякое истинное  познание природы есть познание вечного бесконечного, и поэтому оно по  существу абсолютно. Однако у этого абсолютного познания есть серьезное «но». Подобно тому как бесконечность познаваемого материала слагается из одних лишь конечных  предметов, так и бесконечность абсолютно познающего мышления слагается из  бесконечного множества конечных человеческих голов, которые работают над  этим бесконечным познанием друг возле друга и в ряде сменяющих друг друга  поколений, делает практические и теоретические промахи, исходят из  неудачных, односторонних ложных посылок, идут ложными кривыми, ненадёжными  путями и часто не находят правильного решения даже тогда, когда уткнутся в  него носом (Пристли). Поэтому познание бесконечного окружено двоякого рода  трудностями и может, по самой своей природе, совершаются только в виде  некоторого бесконечного асимптотического прогресса. И этого для нас вполне  достаточно, чтобы мы имели право сказать: бесконечное столь же познаваемо,  сколь и непознаваемо, а это все, что нам нужно».

Фридрих Энгельс, Диалектика природы /  К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 548-549.

В XX веке философ-марксист Б.М. Кедров так интерпретировал это высказывание:

«В самом деле, всякое познание начинается с установления опытным путём одиночных фактов, пока ещё не связанных ничем между собой (единичное).

Затем познание переходит к их первичной сортировке, к их группировке по определённым признакам, общим внутри отдельных групп (особенное). Как правило, эти признаки касаются сходства наблюдаемых фактов (предметов, явлений) или же их несходства между собой. Например, в одну группу могут быть соединены все предметы красного цвета, в другую -  окрашенные в любые другие цвета и т. д.

Наконец, возникает задача найти нечто общее между всеми подобными особенными группами, то есть найти общий закон, связывающий их воедино (всеобщее).

Так, Ф. Энгельс показал, что именно по этим трём ступеням (единичное, особенное, всеобщее) двигались человеческое познание и человеческая практика при открытии закона сохранения и превращения энергии. В далекой древности первобытный человек научился добывать огонь трением. Это была ступень единичности.

Много тысячелетий спустя учёными было открыто, что одна особая форма движения, а именно механическая, при особых обстоятельствах (путём трения) может переходить в другую особую форму движения - тепловую. Это была ступень особенности.

Вскоре же после этого был открыт фундаментальный закон природы, что любая форма движения при определённых условиях может и должна переходить в любую другую его форму. Так была достигнута ступень всеобщности, представленная новым законом природы.

В дальнейшем мы увидим, каким образом на достигнутой ступени познания, например на ступени особенности, те факторы, которые ранее способствовали её исчерпанию, иначе говоря, были формами развития, превращались затем в его тормоз и оковы (имеется в виду понятие «познавательно-психологический барьер», введённое Б.М. Кедровым – Прим. И.Л. Викентьева). И нас будет интересовать, каким образом преодолеваются подобные трудности, возникшие в процессе познания, и как преодолевается противоречие, возникшее между необходимостью перейти на более высокую ступень познания и фактором, мешающим этому переходу, тормозящим его».

Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике, М., «Молодая гвардия», 1987 г., с. 8-10.

 

Закон трёх стадий Огюста Конта