Эффект освобождения от запретов у приматов…

У человека эволюция культуры создаёт возможность «псевдовидообразования» - передачи индивидуально приобретённого поведения в ряду поколений в определённой группе населения, что приводит к формированию обычаев и традиций этой группы.

«Такой процесс аналогичен образованию видов животных в результате генетической передачи признаков. Псевдовидообразование у человека помимо прочего означает, что члены одной группы людей не только могут считать себя отличными от членов другой группы, но и по-разному вести себя с членами своей и чужих групп. В своей крайней форме псевдовидообразование приводит к «дегуманизации» других групп населения, членов которых начинают считать чуть ли не представителями другого вида (LeVine, Campbell, 1971).

Этот процесс (наряду с умением пользоваться оружием для нанесения ран и убийства на расстоянии) освобождает членов некоторой группы людей от ограничений и социальных запретов, действующих внутри этой группы, и позволяет совершать в отношении «тех, других» акции, которые в собственной группе недопустимы. Как подчёркивает Эйбл-Эйбесфельдт (Eibl-Eibesfeldt, 1979), такое отсутствие сдерживающих мотивов играет важную роль в развязывании разрушительных войн.

В связи с этим интересно то, что у шимпанзе имеются формы поведения, которые можно рассматривать как зачатки псевдовидообразования у человека.

Во-первых, у них сильно развито чувство принадлежности к группе; они четко различают животных, «принадлежащих» и «не принадлежащих» к их собственному сообществу. Самцы защищают самок и детёнышей, от носящихся к их группе, даже если детёныши были зачаты от самцов из другого сообщества. Детёныши же самок, не относящихся к их группе, могут быть убиты. Чувство принадлежности к группе у шимпанзе - явление гораздо более сложное, чем простая ксенофобия. […] За своё обособление они как бы расплачивались «правом» считаться членами своего прежнего сообщества вместо этого их бывшие товарищи по группе начали относиться к ним как к чужакам.

Во-вторых, животные, не относящиеся к группе, не только могут подвергнуться жестокой атаке, но и характер этой атаки может качественно отличаться от характера атаки при внутригрупповой агрессии. К жертвам нападения относятся скорее как к добыче, на которую шимпанзе охотятся; особей из других социальных групп уже не рассматривают как шимпанзе. Для понимания эволюции поведения, связанного с межгрупповыми конфликтами у человека, интерес представляют ещё две стороны поведения шимпанзе».

Джейн Гудолл, Шимпанзе в природе: поведение, М., «Мир», 1992 г. с. 542-543.