Христианская догматика и откровение Бога людям по Фоме Аквинскому

Фома Аквинский в 1266-1274 годах пишет трактат: Сумма теологии / Summa theological.

В «Сумме теологии» (то есть, в  совокупности теологических учений) он разрабатывает католическую догматику. 

«Основной труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» направлен на отработку вероучения в форме здравого смысла. Он находится в рамках теолого-рационалистических поисков и апеллирует к аристотелевской метафизике, что позволяет придать теологии видимость научности и систематичности. Фома Аквинский считает, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые догматы не могут быть рационально доказуемы. В этом случае их следует объявить не противоразумными, а сверхразумными, доступными лишь божественному разуму, например догматы о первородном грехе, троичности, воскресении, благовещении. […]

Cогласно Фоме Аквинскому, общие понятия - универсалии могут существовать трояко: «до вещей» - в божественном разуме, как первообраз; «в вещах» - как сущности; «после вещей» - как понятия в человеческой голове. К значимым произведениям Фомы Аквинского помимо «Суммы теологии» относится «Сумма философии». Философии отводится служебная роль - помогать  рациональными средствами доказывать существование Бога.

Разум и вера обусловливают различные пути к Истине. Решающими оказываются истины Откровения. Истина может быть постигнута двояко - как методом, определяющим причину, так и познанием через следствие.

Первый метод дает пять доказательств бытия Бога:

1) Бог - перводвигатель, который все движет, оставаясь недвижимым;

2) Бог - производящая причина, так как цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, и должна быть первая, производящая причина;

3) Бог - причина необходимости. Среди вещей, которые возможны (т.е. могут быть, а могут не быть), есть какая-то необходимая сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости. Причина необходимости и есть Бог;

4) Бог как наивысшая ступень совершенства;

5) Бог как наивысшая целесообразность, предусматривающая цели для всего, что происходит в природе.

Общественный порядок есть отражение небесного порядка. Люди умственного труда - их меньшинство - управляют государством, большинство же занято физическим трудом. Государство носит теократический характер, наиболее важный статус имеют священники. Идеал государственного правления - монархия. Монарх обязан поддерживать интересы церкви, в  противном случае он должен быть свергнут.

Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые получают своё знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теология, которая к другим наукам прибегает как к подчиненным ей служанкам.

Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога».

Кирамова К. И., Философия науки, М., «Инфра-М», 2006 г., с. 57-59.