Синдром Маугли

Человек, выросший в изоляции от людей и воспитанный среди животных, навсегда утрачивает возможность достичь нормального умственного и личностного развития.

«Человек овладевает основным объёмом устной речи в течение первого десятилетия своей жизни. В дальнейшем, конечно, идет совершенствование речи за счёт расширения словарного запаса, обогащения  интонационной окраски, повышения управляемости речи и прочих элементов. Но главное освоение происходит именно в первые годы жизни. Причем если самый решающий период (до 3 лет) для становления речи пропущен, то впоследствии овладеть речью человек уже не в состоянии. Подтверждением тому служат и клинические данные, и немалочисленные известные случаи воспитания детей животными. Интересно, что создатель таксономической систематики животного мира Карл Линней даже ввёл разновидность человека - Homo loko ferus - немые люди, передвигающиеся на четвереньках, и привел девять примеров «диких» детей,  воспитанных волками, медведями, овцами и другими животными. Наиболее знаменит и изучен случай обнаружения в Индии в 1920 г. выращенных волками двух девочек, названных принявшим их на дальнейшее воспитание христианским миссионером Дж. А. Сингхом Амалой (1,5 года) и Камалой (8 лет). Во всех известных подобных случаях общим являлось то, что дети так и не смогли говорить на человеческом языке и, что еще трагичнее, довольно быстро погибали, несмотря на хорошие к ним отношение и уход.

Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с.396-397.

 

Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому