Вопрос | Ответ |
04.09.2012
Бобченко Игорь Леонидович
Вопрос: Большая часть моих знакомых считает, что так называемый «талант» есть ни что иное, как определённые способности, данные человеку при рождении, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта… Поэтому каждую свою неудачу в том или ином виде деятельности, направленном на творческую составляющую, оправдывают отсутствием этих способностей или так называемого «таланта». Я абсолютно не согласен с этой точкой зрения, так как она не убедительна. Ведь читать и писать могут все, так почему же не играть на музыкальном инструменте? Отсюда возникающие вопросы:
- На каких наблюдениях и экспериментах основывается вышеуказанная трактовка термина «талант»?
- На чём основывается открытие типов талантов? Действительно ли здоровому во всех отношениях человеку для того, чтобы стать, скажем, выдающимся музыкантом или художником необходим талант?
|
Викентьев И.Л.
Уважаемый Игорь Леонидович!
1) Формула: «творческие способности – исключительно от рождения» – один из древних мифов, вызванных ленью и низкой квалификацией лиц, пытающихся вместо, как Вы написали, «наблюдений и экспериментов», объяснить себе такое сложное явление, как обучение творчеству.
Обычно подобные представления не спеша развиваются от стадии мистицизма до стадии нормальной науки по линии, давно описанной Огюстом Контом.
На моих открытых лекциях аудитория обычно приводит такие контр-доводы: но ведь учащиеся в школе / университете успевают по-разному?
Мои ответы:
- увы, школы / университеты очень далеки от обучения творчеству;
- при решении творческих задач, как правило, важны не привычные школьным методистам часы, знания-умения-навыки, а креативные решения, на которые у личности есть недели-месяцы и годы. Такими категориями, как правило, традиционные педагоги просто не оперируют…
- учащиеся в школах / университетах обычно пребывают основную массу времени в состоянии «охранного торможения» = спят с открытыми глазами;
- время, приходящееся на активную (!) работу школьников, измеряется минутами – см. исследования педагога-новатора В.Ф. Шаталова;
- для выработки творческих навыков нужно значительное время и длинная воля – см.: Правило 10 000 часов по Малкольму Гладуэллу; - эксперименты по обучению творческим навыкам если и ставились, то в единичных случаях - см., например, информацию по выработке творческих навыков у детей учителем Ласло Полгара.
2) Есть ещё несколько десятков типовых мифов на тему творческой деятельности.
|
С 04 января 2024 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Следующая, 54-я конференция «Стратегии творчества» пройдет 19 мая 2024 года (воскресенье) в онлайн-формате. Следите за новостями на сайте, чтобы не пропустить актуальной информации.
Регистрация на конференцию: https://vikent.ru/konf/
Страница конференции во ВКонтакте: https://vk.com/vikent_konf
Более 150 докладов прошлых лет можно посмотреть на нашем YouTube-канале.
102 термина, 204 примера, 108 рекомендованных видео и более 1300 исследовательских тем для тех, кто готов вести творческие проекты.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию словаря вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Выпущено четвертое издание (и первое в печатном виде) справочника «Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы» с работами Генриха Сауловича Альтшуллера.
БЕСПЛАТНУЮ электронную версию книги вы можете прочитать на сайте издательства LIVREZON.
Чтобы заказать бумажную книгу, напишите в группу издательства ВКонтакте.
Более 18800 подписчиков, более 1000 видео по теории творчества и более 150 докладов с цикла конференций «Стратегии Творчества». Присоединяйтесь и изучайте творчество вместе с нами.
«VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ»
Портал VIKENT.RU продолжает в ежедневном формате публикации в соцсетях:
«Новости изучения креатива» во ВКонтакте
«Конференция VIKENT.RU Стратегии творчества» во ВКонтакте
«Творческие личности и коллективы» на Facebook
Мы обновили «Видео-задачника проекта VIKENT.RU» и добавили в него 12 новых задач, доведя их общее число до 36. Добавьте его бесплатно в свою библиотеку на сайте издательства «LIVREZON» и участвуйте в софинансировании проекта VIKENT.RU.
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
«Новости изучения креатива | творчества» | |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»