Творческие способности от рождения – миф?

Справка Справка
Вопрос Ответ
04.09.2012
Бобченко Игорь Леонидович

Вопрос: Большая часть моих знакомых считает, что так называемый «талант» есть ни что иное, как определённые способности, данные человеку при рождении, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта… Поэтому каждую свою неудачу в том или ином виде деятельности, направленном на творческую составляющую, оправдывают отсутствием этих способностей или так называемого «таланта». Я абсолютно не согласен с этой точкой зрения, так как она не убедительна. Ведь читать и писать могут все, так почему же не играть на музыкальном инструменте? Отсюда возникающие вопросы:

 

- На каких наблюдениях и экспериментах основывается вышеуказанная трактовка термина «талант»?

 

- На чём основывается открытие типов талантов? Действительно ли здоровому во всех отношениях человеку для того, чтобы стать, скажем, выдающимся музыкантом или художником необходим талант?


Кстати, из-за этого возникает ряд проблем, например, в школе, когда неуверенные в себе дети, опираясь на этот стереотип о гении и таланте и прикрываясь этим, как ширмой, отказываются от посещения кружков по интересам.


Думаю, эти предубеждения лишают многих людей весьма богатых перспектив и возможностей. Так что вы, уважаемые, идёте в правильном направлении. Необходимо коренным образом изменить мышления людей, иначе... даже и думать не стану.

Викентьев И.Л.

Уважаемый Игорь Леонидович!

 

1) Формула: «творческие способности – исключительно от рождения» – один из древних мифов, вызванных ленью и низкой квалификацией лиц, пытающихся вместо, как Вы написали, «наблюдений и экспериментов», объяснить себе такое сложное явление, как обучение творчеству.

 

Обычно подобные представления не спеша развиваются от стадии мистицизма до стадии нормальной науки по линии, давно описанной Огюстом Контом.

 

На моих открытых лекциях   аудитория обычно приводит такие контр-доводы: но ведь учащиеся в школе / университете успевают по-разному?

 

Мои ответы:

 

- увы,  школы / университеты очень далеки от обучения творчеству;

 

- при решении творческих задач, как правило, важны не привычные школьным методистам часы, знания-умения-навыки, а креативные решения, на которые у личности есть недели-месяцы и годы. Такими категориями, как правило, традиционные педагоги просто не оперируют… 

 

- учащиеся в школах / университетах обычно пребывают основную массу времени в состоянии «охранного торможения» = спят с открытыми глазами;

 

- время, приходящееся на активную (!) работу школьников, измеряется минутами – см. исследования педагога-новатора В.Ф. Шаталова;

 

- для выработки творческих навыков нужно значительное время и длинная воля – см.: Правило 10 000 часов по Малкольму Гладуэллу; - эксперименты по обучению творческим навыкам если и ставились, то в единичных случаях - см., например, информацию по выработке творческих навыков у детей учителем Ласло Полгара.

 

 

2) Есть ещё несколько десятков типовых мифов на тему творческой деятельности.

 

 

Новости
Случайная цитата
  • Гений – это превосходство разума по оценке Поля Жане
    «Нам кажется, что, в своей теории гения, Моро де Тур принял видимость за действительность, случайность за сущность, более или менее изменяющееся симптомы за основное и существенное. Гениальность составляет вовсе не энтузиазм (потому что энтузиазм может проявляться в самых посредственных и пустых умах); гениальность состоит в превосходстве разума. Гениальный человек тот, кто видит яснее других, кто усматриваете большую долю истины, кто может связать в общую идею большее число частных фактов, кт...