Креативность личности и её генетическая природа

Справка Справка
Вопрос Ответ
10.01.2012
Локтев Сергей Николаевич

Насколько креативность личности определяется её генетической природой, насколько средой, насколько «воздействием» методик?

Викентьев И.Л.

Уважаемый Сергей Николаевич!

 

 

«…по плодам их узнaете их»

Евангелие от Матфея

 

 

1) Неспекулятивного ответа на Ваш вопрос в цифрах у меня нет.

 

2) В XIX-XXI исследователи способностей исходили примерно из, казалось бы,  очевидной мысли: раз творческие способности разных людей явно различны, то необходимо понять: как эти способности работают, чем отличаются у «двоечников» и у «отличников» и т.п.?

 

Вот два главных слова в предыдущей фразе: «казалось бы» - к ним мы ещё вернёмся.

 

За прошедшее время исследователями развитых стран была перебрана масса природных факторов: условия проживания, питания, воспитания, обучения, наследственности (так, в США был проект по использованию спермы Нобелевских лауреатов)  и т.п.

 

Вот сводка достижений психологии творчества за XX век  – нельзя сказать, что ничего «не сделано», но решать творческие задачи средней сложности сами психологи не умеют,  не умеют этому обучать, но пытаются это всячески скрывать (для понимания: выпускники и некоторые преподаватели психфаков СПбГУ и МГУ последние 20 лет постоянно бывают на моих Мастер-классах… )

 

3) Теперь возвращаюсь к двум обещанным словам: «казалось бы»…

 

Моё понимание сложившейся ситуации, вслед за Г.С. Альтшуллером, который писал об этом на несколько десятилетий раньше: подобно тому, как подражание природному «маховому полёту» у птиц оказались бесперспективным в самолётостроении, так и попытки разобраться в работе мозга, механизмах наследования – в силу сложности устройства и функционирования этих природных систем – явно не дают быстрых решений. Часто встречающееся обещание что-то сделать быстро, буквально завтра – следствие желания получить очередной грант на исследование. А потом ещё один… И ещё…

 

Акцентирую: современные самолёты / ракеты используют иные принципы полёта, чем летающие насекомые или птицы. А как естественно, как по-человечески было мечтать многие века: «Летать как птица!».

 

При этом:

 

- технические характеристики: грузоподъёмность, дальность, скорость у технических устройств в десятки и сотни раз (!) превышают аналогичные характеристики природных аналогов;

 

- пилотированию учебного самолёта можно научить обычного старшеклассника любого пола;

 

- современный самолёт не может реализовать некоторых режимов полёта, доступных молодому воробью, например: полёт на сверхмалой скорости, разворот в воздухе «на месте» и т.п.

 

Эта же три аналогии работают в области сравнения психики и современных методических систем.

 

4) Поэтому – появятся у генетиков результаты, позволяющие решать (а не обещать это) небанальные задачи (скажем, в моей предпоследней книге их 200) – с удовольствием ознакомлюсь с ними.

 

Сейчас, насколько я понимаю, в том что касается темы: «генетика и управление творчеством», генетики пока работают в области мечтаний – фантазий – гипотез… И им трудно. Вспомним, сколько времени человечество неправильно мечтало летать «непременно как птица», и пожелаем генетикам удачи – они избрали трудный путь.

 

5) Но – поскольку задачи решать всё-таки нужно – в  разных направлениях деятельности уже используются различные творческие стратегии.

 

Скажем, в области классического балета / оперы, высших спортивных достижений явно важны природные задатки. Поэтому здесь реализуется простейшая, но работоспособная стратегия с низким КПД: отбор учащихся-1 – обучение-1 – новый отбор учащихся-2 – новое обучение-2 и т.п. На вершине соответствующих профессиональных пирамид – единицы.

 

Вот сводка различных стратегий креатива,  которые «не воздействуют» (см. на заданный выше вопрос), а увеличивают вероятность решения. При этом обращаю внимание: большинство из работоспособных стратегий делают ставку не на психику человека (!), а на некие формальные процедуры, различного уровня общности и системности. Замечу, что подобным путём – с методической точки зрения – развивались математика и физика: от чувственно-наглядных представлений (пальцы руки) к весьма абстрактным. 

 

Изучая обратное влияние формальных процедур на развитие мышления, Г.С. Альтшуллер составил сводку, взгляните: Сильное, ТРИЗовское мышление.

 

 

 

См. также:

 

Исследовательские темы портала Vikent.ru

Новости
Случайная цитата
  • Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
    Этот Декрет был принят правительством РСФСР и гласил: «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил: 1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения. 2. Срок ликвидации безгра...